все мы из разных миров. интервью-портрет

Татьяна Чеброва

 

Татьяна Чеброва - художник-тральфреалист, участник
выставок и артфестивалей в Украине и за рубежом
(более 30 групповых и более 40 персональных).
Работы находятся в музейных, корпоративных,частных
коллекциях в Украине и за ее пределами, в том числе в Национальном
музее истории Украины (Киев), Национальном музее "Чернобыль" (Киев),
Национальном культурном центре "Украинский дом" (Киев), Музее Na
Maidanku (Люблин, Польша), Cardiff University (Cardiff, UK),
Севастопольском художественном музее имени Крошицкого.
Специализация: живопись, объекты, перформинг, мейл-арт, бук-арт,
компьютерная графика, визуальная (оптическая) позия.
Участник социально-экологической арт-группы "STRONTIUM'90",
некоторое время работала в соавторстве с Валерием (Ven)
Голейко в арт-дуэте VenTa.
Куратор, арт-теоретик, идеолог арт-направления "тральфреализм как
трансперсональное искусство" (tralfrealism as transpersonal art)
.
Поэт, автор книг стихов "Вверх по течению" (1995),
"От Княжьего Затона до Царских врат" (1999), "Письма в город Сердца"(2001) 
(на CD "Врачующая гармония", Киев, 2003), сетевых сборников визуальной поэзии
"Клей вселенной" (2008), "Лунное сочленение" (2007), "Виафилия" (2005),
"Песнякиня" (2004),  "Птичка Фэйгале" (2002).
Финалист турнира поэтов "Пушкин в Британии-2004" и "Пушкин в Британии-2008",
а также супертурнира поэтов "Болдинская осень в Одессе-2008".
Лауреат всемирного конкурса сетевой поэзии "Муравей на глобусе"(2 место) и
конкурса "Заблудившийся трамвай-2004" имени Николая Гумилева (лонг лист).
Стихи вошли в антологии "100 русских поэтов о Киеве", "Киевская Русь",
"Киев: русская поэзия ХХ века", "Освобожденный Улисс" и другие.
Трансформатор творческой реальности ( формотерапевт и цветотерапевт в контексте
творческого арт -отображения реальности).
Цветопсихолог, член Национальной арттерапевтической ассоциации Украины.
Как журналист работала в газетах "Независимость" (конец 90-х годов) и "Бульвар"(в 2000-х),
была главным редактором журнала "СПИД  СНІД AIDS".
Родилась в Севастополе 25 августа 1958 года.
Окончила факультет журналистики КГУ (1982 год).
Начала творческую деятельность в середине 70-х годов.

__________________________________________________________

 

- Татьяна,Вы новатор в современном искусстве, создали новое направление
в живописи, назвав его "тральфреализм".
Об этом термине много написано в прессе, в интернете, где сказано также о том,
что Вы придумали этот термин совместно с киевским художником Валерием Голейко,
с которым сотрудничаете до сих пор (он, как сообщается в СМИ, почерпнул
вдохновение для этоготермина  из фантастической книги Курта Воннегута,
который писал про планету Тральфамадор). Мне же доныне остается очень
любопытно и не ясно:как все произошло непосредственно в тот день "озарения"?
Кому из вас первому пришла в голову идея назвать "тральфреализмом"
ваше искусство? Корректно ли было одним термином называть и Ваше искусство,
и искусство Вашего творческого партнера?
Не было ли между вами соперничества в определении понятий и почему,
собственно, именно такая характеристика вашего совместного творчества
и Вашего творчества, как личности, как индивидуального творца?

 

- Вика, само слово первым произнес Голейко, но он не мог его объяснить.
Говорил только о планете Тральфамадор, - утверждал, что его вдохновляет Курт Воннегут
( а планета Тральфамадор кочует у Воннегута из романа в роман ).
Я  читала Воннегута, конечно ( в советское время нормальные книги были
в дефиците и многих спасала фантастика), но он меня так не потрясал, как он потряс Валеру.
Когда Голейко произнес слово "тральф", мне оно показалось знакомым. Начала искать его
в других языках, смотрела в словари, искала корни в санскрите, латыни, английском...
Сначала ничего не получалось. Мы за эти годы перепробовали несколько определений и расшифровок
("Любовь, ставшая зримой", например, или "Так звучало бы излучение Вселенной в слышимом диапазоне").
Потом до меня вдруг  дошло, что это – аббревиатура и однажды мне просто приснилась ее расшифровка:
Трансформация Реальности Артом, Любовью,Фантазией ( или в английской версии – флюидами любви:
Transformation of Reality by Attractions of Love Fluids).
Тральфреализм – течение живое, не заформализованное, в него могут плавно втекать
некоторые отличительные особенности других направлений: экспрессивный абстракционизм,
пуантилизм, примитивизм, сюрреализм, концептуализм. У нас, тральфреалистов, есть концептуальные
серии,естественно, ведь актуальное искусство без него представить сложно.
Тральфреализм – как река, точнее, фьорд, на который я не могла насмотреться нынешним летом
в Норвегии.
Множество ответвлений, притоков с разными пейзажами, но главные признаки: текучесть, свобода, любовь
как мощнейшая и радостная энергия.
Мы с Валерием не просто разные, а совершенно разные, но в этом-то и фишка, как сейчас говорят .
Соединяются мужская и женская энергетика ( причем это чисто творческая, без примести сексуальной).
Пристрастия, круг друзей – все у нас не похоже, кроме глобальных ценностей. Так как нам нечего делить,
это не мешает работать вместе, а не только по отдельности .
Раньше мы виделись чаще, а сейчас, в основном, созваниваемся ( я живу за городом, он – на Троещине),
но когда работаем над совместными проектами, объединяемся моментально.

 

-То есть, на данном этапе, вас, художников-тральфреалистов, в Украине трое –
Вы, Валерий Голейко и Алексей Бреус...
Расскажите, пожалуйста, подробнее про ваши основные коллективные проекты.
Почему так много времени прошло с момента основания вашей арт-группы
"Стронций-90", а тральфреалистов не стало больше во всем мире?



- Сначала мы познакомились с Валерой. Попробовали кроме собственных работ делать совместные,-
так появился  арт-дуэт VenTa ( Валера подписывает картины Ven, а я – Та, вот мы и соединили
два псевдонима).
У нас несколько серий совместных работ: "Сны в городе детства", "Времена года", "Бабочки",
"Марыбы". 20 лет назад возникла арт-группа "Стронций-90" – первую групповую выставку мы провели
в Музее Ленина в 1991 году. "Экологичность", "экологическое мышление", "открытость миру",
"переживание о судьбе планеты", "единство всего со всеми" – все эти термины в наше время очень
популярны, но тогда об этом говорили и думали мало. А тема экологии уже тогда нас особенно
интересовала. Тем более, это были первые годы после Чернобыля...
А потом появился Леша Бреус, который, между прочим, получил облучение в 120 бэр

( Алексей Бреус – ликвидатор аварии на ЧАЭС 26 апреля 1986 г. в первые часы после взрыва
реактора.Награжден медалью "За трудовую доблесть", - прим. ианмсфан).

Вообще с таким количеством полученной радиации не живут – лучевая болезнь и смерть.
Практически все, с кем он был в Припяти, погибли. Осталось буквально два-три человека,
а он умудрился даже лучевой болезни не получить. Начал рисовать он, оператор 4-го блока,
еще на станции,незадолго до аварии.
Мы  с ним познакомились на выставке в Национальном музее "Чернобыль" и он загорелся
тральфреализмом,вошел в нашу арт-группу "Стронций-90" (в 1996 г.- прим. ианмсфан), в которой
за это время поменялось несколько составов,- постоянными оставались только мы с Голейко.
Мы просто собираемся и делаем какие-то проекты – всегда открытые.
То есть, если это, допустим, групповое написание картины,то кроме нас троих подключаются еще
наши друзья, дети наших друзей, журналисты приводят своих друзей... Образовывается некое
временное арт-образование, которое потом разбегается... А кто-то остается с нами дольше –
бизнесмены вдруг начинают рисовать, правда в них эта искра быстро догорает.
"Стронций-90" сейчас – это мы трое, ее сердце, ее двигатель.
Периодически устраиваем перформансы, хеппининги, инсталляции, проекты на тему экологии.
Хотя к группе причисляют себя еще несколько человек, но кто-то из них уехал за границу,
ушел в бизнес или религию ( или умер, как Вудон Баклицкий )...
Очень много людей загоралось тральфреализмом за все эти годы, многие приходили в "Стронций-90".
У нас поменялось 4 или 5 составов. И все это время самые разные люди начинали себя называть
тральфреалистами. Я даже не всегда запоминаю их имена...
Они приходят и уходят, но понимают тральфреализм ( после знакомства с нашими базовыми идеями )
по-своему, не так, как его понимаем мы.
В тральфреализме нет догм. Просто все люди, условно говоря, делятся на созидателей и разрушителей,
даже если они все замечательные белые и пушистые внешне, но внутри ...
Причем разрушитель не обязательно разрушает кого-то или мир, часто – самого себя. Можно сказать,
что пессимист,  прежде всего, разрушает красоту этого мира и себя.
Хотя абсолютным оптимистом тоже быть странно: дети погибают,
старики голодают, бомбы взрывают и каждый, кто родился,- рано или поздно умрет.
И чем старше ты становишься, тем понятнее, чем все это закончится. Но, тем не менее,
все равно есть наши, условно говоря, люди и не наши.
Наши люди могут все, что угодно делать в искусстве,но главное в тральфреализме – направленность
на созидание.Тральфреализм – это наша философия, наш метод, наша идеология, но у нас достаточно
свободные взгляды – у каждого, как независимого тральфреалиста, множество своих проектов.
И арт-работы у нас троих совершенно разные.
Мои совсем не похожи на то, что делает Бреус или Голейко.
Нас связывает то, что мы трое – основатели тральфреализма. Мы не отрицаем, а с уважением принимаем
версии друг друга. И я одновременно сейчас работаю независимо как художник Татьяна (Та) Чеброва
и как член эколого-социальной группы "Стронций-90".
И одновременно – как член арт-дуэта VenTa с Голейко ( правда, расцвет совместного творчества
пришелся на начало 2000-ых ). Такие временные или постоянные объединения  называются
"динамическими парами"( есть книга "Динамические пары" у Марата Гельмана).
И если я захочу, к примеру,  через 10 лет придумать еще какое-то  объединение для других целей –
я могу объединиться еще с кем-то.

 

- Вы сказали, что пишете некоторые картины коллективно.
Сложно ли это – одновременно нескольким художникам рисовать одно полотно?
Потому что в сознании общества все же сформировался стереотип относительно
личности  художника как яркого индивидуалиста...

 

- Сложно. Но я вспоминаю одну нашу совместную картину, которую рисовать коллективно нам было
очень весело. Эта самая большая наша работа – два на три метра –  "Лавандовый Тральф туман",
написанная латексными красками.Это мы делали такую динамическую медитацию памяти
Джексона Поллока... И мы по Поллоковскому методу расстилали полотно на полу и танцевали
над ним с банками краски и кистями, с которых она стекала...Это было замечательно –
нас было человек 20... Потом мы доводили картину до завершения уже втроем...
А сначала это была такая компания веселая с шашлыками (смеется).
Начиналось все с "Хванчкары" и шашлыков...

 

- Татьяна,расскажите, пожалуйста, про Ваш непосредственно тральфреализм
и Ваш уникальный взгляд на мир.


 
Я говорю о тральфреализме как трансперсональном, надличностном искусстве,
о преодолении границ, духовном росте. Сейчас об этом заговорят многие, а тогда,
когда это вошло в меня, такие изыскания ( и разговоры ) не приветствовались.
Совпасть вчера с сегодняшним мейнстримом, который просто прочувствовала,
предчувствовала – это меня теперь радует.

* "Бабочка света" Та Чебровой ,1998 - одна из самых дорогих картин художницы для мировых аукционов

______________________________________________________________________

ПАТРИОТЫ НЕБЕС

если спросят кто мы то скажи патриоты небес
эти зданья в лесах нежилые они неживые
дежавю этих улиц и только в зените впервые
видишь город из туч там живут патриоты небес
облака приютят тех кому не хватило земли
я хочу быть с тобой в облаках нам постель расстели
если спросят кто мы то скажи патриоты небес
в окна-розы смотри там витражный фасетчатый лес
преломленье лучей виртуальные своды свободы
но объяли меня до души сент-шапельные воды
ах не воды цветные а светопотоки сквозные
если все-таки спросят скажи что не мы а иные
незнакомые двое сейчас в этом храме в слезах
в витражах заблудились а мы в небесах в небесах

*стихотворение Татьяны Чебровой, 2005

______________________________________________________________

Я сознательно никогда ничего не просчитываю.
Вообще, когда подхожу к краскам, у меня никогда нет изначального плана, я не знаю,
что будет ( а не то,что  "а вот нарисую как я вам сейчас..." ) – просто чувствую,
что  хочу, хочу, хочу, хочу... Хожу кругами... Так хотят есть, пить...
А я хочу красок, цвета... Я кладу холст на стол или на пол  – не рисую на подрамниках.
Хорошо понимаю Поллока, мне очень близка его живопись действия.  Холст горизонтален, а
я над ним вертикальна.Горизонтальные женские энергии и вертикальные мужские соединяются.
Здесь прямая аналогия с сексуальным актом – актом творения. И ты, вроде, как бы беспол
в этот момент. И одновременно двупол, андрогинен. Это очень интересно в принципе, но в тот
момент я ничего не анализирую, просто тянусь к банкам с акрилом ...
( у меня стоят литровые банки акрила, как правило, их много, но основных, чистых цветов-
5-6 банок,которые потом будут использованы )... и в этом тоже есть элемент случайности,
потому что я никогда не знаю, к какому цвету я потянусь,у меня все не идет от рацио,у
меня все идет спонтанно и в состоянии потока,при чем я, естественно, не использую никаких
раскачек и стимуляторов.Очень часто друзья моих детей, когда они были подростками,
спрашивали их:«слушай, а твоя мама не "долбит"? Она точно ничего не употребляет?
Работы совершенно такие отвязные" (смеется).
Сейчас мой младший сын в свои 27 лет – известный трансперсональный психолог,
специалист по холотропу – свободному дыханию

( трансперсональная психология – новое направление в современной психологии, которое
стало оформляться в самостоятельную область исследования в 1960-ых годах 20 века
в США, - прим. ианмсфан)

и я понимаю,что есть самые разные способы достичь измененного
состояния сознания и слиться.То-есть,достичь состояния потока,-
момента,когда ты расстворяешься,теряешь себя и ничего не  делаешь от рацио...
И мой тральфреализм может принимать самые разные формы- в нем могут быть элементы
других самых разных направлений : что-то от фомизма,что-то от примитивизма, если "измы"
вот эти использовать..
А сейчас contemporary art ( современное искусство ) вообще все ассорбирует в себя,как губка. 
Всегда начинаю даже не работать с цветом, а как бы играть, наслаждаться –
сначала проявляется  фон,он заполняет все пространство, задает тон
( в музыке – это изначальность мелодии ) -я вообще не контролирую себя разумом,но при этом
я вполне вменяема, нормальна. Я работаю под музыку, но не специальную – музыка для медитации
может очень далеко унести.
Я безумно люблю «Реквием» Моцарта, «Глорию Вивальди». Меня вдохновляют Шнитке, Арво Пярт,
Гия Канчели, у которого мне удалось взять интервью, когда он прилетал в Киев из Бельгии.
Это гении новейшего времени. Но музыка – не способ «стать потоком», потому что сам цвет 
и момент взаимодействия с красками вводит меня  в это состояние.
Постепенно мне самой становится понятен замысел, проявляющийся в будущей картине.
Она создается а ля прима – в один прием. Но это как бы скелет еще, без мышц, крови, дыхания. 
Потом эту работу я отставляю на какое-то время, минимум - на ночь. Незаконченную картину
я должна сама у себя отнять. Утром или через день-другой,  уже в «нормальном» состоянии
начинаю картину наполнять жизнью.Мои бесчисленные цветные точки –  элемент пуантилизма
( но не вся картина, как у пуантилистов ). 
Это моя эксклюзивная техника очень кропотливая. Вот она уже медитативна совершенно.
Когда ставлю этот миллион миллионов точек – это может длиться очень долго.
Так что моя работа  - это два совершенно разных состояния – состояние потока, - когда
я вся вот как река, как водоворот в  динамике. И состояние, когда я ставлю  точки, - 
абсолютное растворение в цвете... Тогда живет, движется только кисть руки, а я абсолютно статична,
неподвижна внутри.


 - На этом и заканчивается картина или есть еще третий этап ?

 
- Нет, третьего этапа нет. Вернее – это момент отсоединения, энергетического отрыва –
просто чувствуешь,когда работа закончена. Когда родился ребенок,- ты должен
перерезать пуповину. То есть , дольше положенного никто не сидит в материнском животе.
"Оп"- и ребенок уже дышит сам, легкие раскрылись.
Но есть у меня несколько работ к которым я возвращалась. Одна из них , - безумно любимая, -
"Не оставляй меня одну",- над ней я работала ровно десять лет.
Она в 1999 году была закончена и называлась тогда "Убегающий в ночь".
Я видела там силуэт мужчины, пробирающегося сквозь цветущие ночные заросли.
И вдруг  в 2009-м там проявилась женщина на переднем плане, - мне осталось ее прорисовать.
То есть работа зажила своей жизнью... 

 
-Почему Вы не рисуете маслом ?


 
- Раньше работала, но оно, как мне кажется, требует другого темперамента
– долго сохнет, если не дождешься, поторопишься наложить слой на непросохший слой,
получится «фуза» - серое месиво. Я не могу долго ждать, когда из меня хлещет энергия.
К тому же масло пахнет очень долго, испаряется потихоньку десятилетиями, боится прямых
солнечных лучей, а акрил – вечен, не пахнет, не вызывает аллергии ( это важно, потому
что в мастерской я делаю только подмалевки, а дописываю работу в гостиной, как Рене Магритт).
В принципе, используя растворители и загустители можно акрилом имитировать масло, но имитации
меня не привлекают. Сама по себе краска хороша. Кстати, я осторожно отношусь
к гороскопам, нумерологии, но если им верить, моя стихия – Дерево, поэтому так люблю воду
и все, что льется, питает влагой,а акрил,- это же водорастворимая краска...

 

-То-есть,картины,написанные акрилом, такие же ценные и
дорогостоящие,как и полотна,написанные маслом?

 

-Конечно. Хотя многие коллекционеры в Украине почему-то предпочитают масло.
Актуальное искусство допускает работу с любыми материалами.
Самый дорогой современный художник, работы которого можно увидеть в ПинчукАртЦентре,
работает обычными бытовыми красками – алкидными эмалями (такими красят стены и заборы).
Кто-то рисует нефтью – материал не так важен...Кто-то кофе, чаем...
Такие картины не рассчитаны на вечность, они бледнеют, выгорают, окисляются – через
год-два-три работы не будет.

 

-И какой смысл тогда рисовать такие картины?

 

-Ну а почему нет? А как люди делают замки из песка? Рисуют песком?
Есть даже песочная терапия. Тем более сейчас развиты цифровые технологии...
Когда ты нечто создал, отснял... Арт-объект можно сделать, условно говоря,
из спичечных головок, потом поджечь, уничтожить, но зафиксировать сам момент.

 

-Татьяна,есть у Вас картины,которые Вы бы не согласились продать ?

 

-Работа "Литания" ( так называется католическая молитва, но для меня еще и женское имя -
меня им назвал любимый, которого не стало много лет назад. Литания - от слов Таня и Летать)

 

 _____________________________________________________________________________

Литания


Только щебетанье и летанье
в чистом виде, но не птица, нет.
от свиданий через «до свиданья»
из завалов выбраться на свет.
Свет мой ясный, свет мой яркий, Божий,
Видимый всем сердцем и всей кожей,
От тебя не отвести зениц !
Только щебетанье и летанье,
Растворенье в них одной из птиц.

* стихотворение Татьяны Чебровой, 2008

_________________________________________________________________________________

Еще одна, с которой не расстанусь, наверное, - "Сны - это нераспечатанные письма Бога", 
я ее очень люблю ...
В свое время очень много картин я раздарила.
Потом у меня начали серии выкупать. И у меня получалось сейчас,что у меня сейчас ранних
работ почти нет. Обычно считается,что первая работа из серии- самая значимая и желательно,
чтобы она оставалась у автора (отстаивалась, примерно, как коньяк или вино).
Первая картина берет максимум энергетики. Потом ты развиваешь эту тему уже...
Естественно, это как взрыв - самый первый хлопок,а потом она рассеивается все уже...
А вот у меня есть несколько циклов первых,которые все разошлись,
ну по разным причинам...Не просто разошлись,так бы можно было хотя бы пойти
и сфотографировать по-человечески,это же тоже было очень давно,когда были
примитивные фотоаппараты. И фото- искусством я никогда не занималась- у меня просто
денег не было на нормальные фотоаппараты,на профессиональные..это же было сто лет назад...

 

-Так это были близкие люди,которым Вы дарили картины,или
посторонние ?

 

-Это были , конечно,близкие люди...друзья... Но живут же они
в Австралии, США,Британии,Германии, Новой Зеландии,Бразилии, Канаде...По всему
миру...
 

-А попросить их сфотографировать картины и Вам прислать фото?
 

-Кого-то уже нет в живых,с кем-то потерялась...
Ситуации самые разные сложились...

 

-Я это учту, спасибо.
Меня ранее также мой учитель по рисованию Коваленко Андрей Викторович
научил не дарить первые самые ценные работы посторонним. Он рассказывал,
что спустя какое-то время потом начинал об этом жалеть. И у меня был
его пример и его жизненный опыт и когда я нарисовала мою самую первую
картину Индиго,которой очень дорожу,я поняла,что я никому ее не смогу
продать и все мои последующие картины,которые также очень дороги мне-
я фотографирую и даже дублирую в разных местах фото,чтобы не потерять.

 

-Да,обязательно нужно все снимать,но сейчас уже проблемы особой нет.
А тогда,лет 20 назад,по другому ко всему относился,более легкомысленно.
И более того,сейчас иногда бы хотелось многие работы поменять.
Сейчас работы мои боле совершенны,чем тогда... Хотя это может быть и не так,потому
что они разные все. Но я бы сейчас поменяла большую,красивую,новую на маленькую  и старую.
Но не на все...Некоторые..Я бы сейчас очень хотела вернуть две работы. Одна - Цветания- она
не очень большая - 50 х 70 ,она мне очень дорога. Просто я знаю,что я дарила ее подруге,
которая потом передарила ее...

 

-Я так не люблю,когда начинают передаривать картины...

 

-И я не люблю,когда передаривают...Ну так получилось, она передарила
другим людям и я сейчас не знаю, жива та работа или нет, потому что связь
с теми людьми утеряна... Мне безумно жаль эту работу...
А вторая картина- "Сны о Таити",которую я дарила
директору крупного фармацевтического предприятия. И я тоже не знаю,куда делась
эта картина. Она была вне серии, она была так хороша.
Если я знаю,что мои работы висят на стенах и что люди их любят,- я спокойна...
А тут... Тоже вроде любят,но куда оно все делось?
Я бы подарила сейчас большую красивую новую ,а ту бы забрала,но так не получается...

 

-Вы учитываете свои профессиональные знания цветопсихолога
и формотерапевта,когда рисуете Ваши картины?

 

-Сейчас я не практикую,как психолог. Были моменты,когда я вела какие-то
тренинги...Но это требует сильно много сил и времени и это отнимает энергию
у творчества. Хотя работа с людьми – тоже творчество, конечно...
Cознательно я никогда ничего не просчитываю ,когда подхожу к холсту,но ,
бывает- крайне редко ( я сотрудничала как-то с фирмой, которая у меня заказывала
календари.Они мне говорили,что они хотели бы некую тему и они спрашивали- устраивает
ли это меня и я пыталась настраиваться на эту тему,а вообще,когда я подхожу к краскам,
у меня никогда нет изначального плана... ).
Терапевтом,как таковым я не могла быть  никогда и не была.
Терапия предполагает наличие  профессионального образования.
Это ,скорее,именно психологические были тренинги- снятие стресса и так далее,я была
исследователем  цвета (  мне интересно смотреть,как он проявляется ),но сейчас я этого
не делаю,если меня просят дать какие-то комментарии - я даю,но зарабатывать этим мне сейчас
не хочется,потому что если чем-то заниматься серьезно- это поглощает тебя полностью.
Сейчас это картины ( ну не только картины,- это еще и объекты,мини-объекты - украшения
( это даже не прикладное искусство , а инсталляции )
и это всегда были картины, но, тем не менее,я ,естественно,изучаю цвет...
Я говорю о цветопсихологии и о формопсихологии .Цвет влияет на человека- это понятно-
в зависимости от длины волны- он влияет на чисто физическом уровне: замедляет-ускоряет пульс,
учащает-замедляет дыхание-разные цвета,- это понятно- цветотерапия сейчас распространена,
но форма  тоже влияет на человека.Вертикальная линия,точка- треугольник -
это тоже древнейшие знание.
Треугольник вершиной вверх- мужское начало- треугольник вершиной вниз- женское
( с формой треугольника связаны многие значительные символы человечества.
Так хорошо известно, что равносторонний треугольник, смотрящий вверх, символизирует мужское
начало, власть и благополучие. Перевернутый треугольник - женское начало и благословение).
То-есть,вот эти вот формы тоже на нас влияют... Но я редко очень работаю в чистой абстракции ,
скорее это абстрактно-фигуративные вещи. Но , по идее,на человека оказывает влияние форма точно
так же,как на него оказывает влияние цвет. Поэтому для терапии , в принципе, это,прежде всего,
связано с пространственными какими-то вещами,с пространственными инсталляциями .
В круглом помещении человек чувствует себя по одному, в узком параллелепипеде-
по другому. Квадрат ассоциируется со стабильностью, овал ассоциируется с яйцом,
то есть нечто новое, - в человеческом сознании он связан с новыми веяниями.
Прямые линии ( горизонтальные или вертикальные )вызывают у людей ощущение спокойствия.
Изогнутые же линии ассоциируются с артистизмом и изяществом.
Если линий очень много и они имеют контрастные цвета, это может вызвать головокружение
и привести к стрессу. То-есть,имеется ввиду это.

 

-Это все чаще в пространстве или в творчестве тоже ?

 

-И в творчестве тоже, когда ты используешь, включая даже ориентацию холста.
Женское - горизонталь, мужская- вертикаль.
У меня в одно время преобладали горизонтальные работы- у Голейко- вертикальные.
И мне было интересно это все- я изучала. С возрастом просто дуализируешься,- у многих
творческих женщин больше появляется мужское начало -не потому , что они теряют
женственность, а потому , что они обретают как раз целостность- то, к чему  многие
как раз стремятся . Как бы внутренний  брак самим с собой,- брак Анимуса и Анимы, когда
ты обладешь и мужскими,и женскими качествами. Думаю, это хорошо.
Поэтому , у меня сейчас тоже появилась какая-то вертикальная доминанта...


-Какие Вы чаще используете размеры холстов в работе?

 

-В самом деле,самые разные размеры.
Органичней всего мне где-то в 90х70 см, 120 на 80 см.
Но сейчас все сложнее и сложнее вписаться в небольшой размер.
Если раньше я спокойно чувствовала себя в небольшом размере,
то сейчас как бы вселенная расширяется и я расширяюсь ( смеется ).
Хочется делать более большие полотна.

 

-Татьяна,известно,что у Вас нет специализированного высшего
художественного образования.
Как Вы думаете,Великому художнику обязательно иметь диплом
профильного Вуза ?

 

-Нет,конечно нет,я считаю,что это не нужно. Смысл какой ?
Я поступала в свое время в Академию художеств в Питере,-Ленинграде
тогда,- но на искусствоведческий... Я даже пол семестра поучилась ...
Но тогда у меня так сложились жизненные обстоятельства- у меня была несчастная любовь...
Я бросила все и уехала домой. А сейчас я ни о чем не жалею и понимаю ,что это хорошо,
потому что если бы мне начали вкладывать в голову,как должно быть, я бы уже не смогла быть
такой свободной ( а я с детства этим интересовалась)
При чем,это же было советское образование...Это сейчас другая ,
может быть,методика,более открытая и сейчас можно в интернете многое видеть.
А мы учились часто по черно-белым репродукциям (смеется). Как можно импрессионистов
по черно-белым репродукциям изучать? Я понимаю- с трудом,но учебники многие были черно-белыми.
Мне казалось,что мне это не нужно. Но ,естесственно,без техники ты никуда не денешься.
Ты должен освоить технику. Прежде всего,не столько технику рисования ...А многие художники
рисовать не умеют и ничего в этом страшного нет, условно говоря ...

 

- "Не умеют рисовать",в смысле,имеется ввиду академизм ?

 

-Да,конечно ... я имела ввиду  не технику,- я не так выразилась,- технологию.
То-есть ,ты должен понимать ,как краска сочетается с краской,что с чем
смешивать ...То-есть ,чисто какие-то технологические моменты.


-Этого достаточно,если у человека есть  одаренность  ?

-Если у человека есть энергия. У меня по этому поводу своя теория.
Любовь это энергия и любовь к некому виду деятельности и тому же творчеству-
это та же самая энергия,то-есть,вот если в тебе ее много,- ты ее должен
отдавать куда-то. Но вот кто-то отдает эту энергию разрушая,разрывая...
Вот он сам разрывается и мир вокруг  вот рушится...А кто-то это трансформирует.
Безусловно,если есть возможность поучиться ,особенно у профессионала,-
посмотреть какие-то приемы,пройти мастер-классы - это хорошо.
Но,с другой стороны,это все сейчас есть в инете...
Можно там посмотреть.Интернет - это действительно кладезь,- если раньше нужно
было прочесть,то сейчас можно увидеть, в деталях,задать вопрос,спросить,условно
говоря- "как это смешивается с этим".
И потом,когда тебя учит искусству другой человек- учитель,- это настолько тонко.
Как правило,очень много учителей пытаются тебя клонировать.
Даже если он этого не чуствует. И это плохо.
Ну безусловно,есть люди,есть настоящие учителя от Бога ( но их очень мало), которые могут
открыть человека, снять с него вот эту скарлупку,счистить,как яйцо и тогда человек,-
он может сначала растечься,- но он будет свободен, а если учитель будет "учить" так, как меня
в свое время еще в школе учили музыке ( лет мне было 8-10 )- по пальцам линейкой
( ко мне ходила учительница, - после чего я перестала совсем играть, при чем я музыку безумно
люблю,но не играю,потому что она отбила у меня всякое желание ), то это ужасно .
Ну может учитель живописи не будет бить по пальцам,но он будет говорить"вот еще -еще"
и "вот так", и "переделывай".
В самом деле ,никто не знает,как. Иногда только сам человек знает как.
Человек,если он открыт миру- он сам чувствует : "вот я бы хотела или хотел  поучиться"...
И вот если есть желание учиться -" вот мне нужно,мне нужно это"- вот тогда нужно идти и учиться.


-Я ,например,хотела бы научиться рисовать реалистично глаза,но
мой учитель по рисованию говорит,что нельзя научиться рисовать глаза ,
не научившись рисовать все остальное...


-Безусловно,нельзя сделать что-то фрагментарно. Если Вам необходим
академический рисунок,то естественно,надо было начинать с нуля.


-Нет, нет, я не хочу академизмом заниматься. Я хочу просто в
какие-то элементы картины вплетать элементы реализма.
Мне хочется,например,рисовать нереалистичных людей,но,
например, с реалистичными глазами.

-Поняла...Но, может быть, если этот учитель не поможет, то, может
быть, другой учитель поможет...
В конце концов можно опять-таки в интернете найти мастер -классы пошагово...


-Да,но мне он говорит : "Вика,сама,- ты можешь"...
Ну я пробую, эксперементирую...

-Нет, ну можно эскперементировать, да, можно ,по-идее, сделать тысячу
дубликатов каких-то фрагментов...

 

-Ну вот он так и говорит : "просто рисуй, рисуй и получится".

 

-Ну не просто "рисуй-рисуй"... А тогда,все-таки нужно посмотреть
учебники,где учат пошагово всему :как нарисовать дерево,как нарисовать
человека,но мне никогда этого не хотелось,потому что,вот как говорят :
"если есть фотоаппарат- зачем" ? Я должна создавать то,что еще не создано,
вернее,не должна,- я хочу... Я хочу проявлять то,что еще не проявлено,
а то,что уже есть- я не вижу в этом смысла...
Хотя,это не значит,что я не люблю Ребрандта там,например,какие-то вещи...
других художников...
Я объездила достаточно много стран за последние,может быть, лет 10 (а до
этого я не ездила так активно ),бывала во многих музеях,потому что для меня
быть где-то и не побывать в музее- это невозможно. И самое яркое эмоциональное
впечатление для меня - это музей Арт Брют в Лозанне

( арт-брют ( сырое искусство ) -искусство непрофессиональных художников-душевнобольных
с медицинским диагнозом. Музей в Лозанне создавался в 1972 году на основании коллекции
французского художника Жана Дюбюффе,который и ввел термин "Арт брют"- прим.ианмсфан )


Когда мы просто говорим про искусство аутсайдеров умозрительно,даже когдасмотрим альбомы-
это одно...Но когда ты видишь живьем эти работы - это такое ... ( с восхищением ) -
это такой потрясающий опыт,-они свободны абсолютно от всего- от всех догм.
Это настолько классно- они не думают о долговечности.
Я не помню сейчас всех их фамилий...Карандашиком работы там размером,я не знаю- 20х30
метров...( Я понимаю,это шизофрения...но это производит коллосальное впечатление),
какие-то диковинные рыбы из раскрашенных раковин,расписанных всеми цветами радуги- это все
совершенно чудовищно и  прекрасно невообразимо- я ходила там,как сумасшедшая по этим 5 этажам.
Я когда хорошо видела,-  а сейчас в очках,-стараюсь всегда носом влезть в музее в картины
( при чем часто там стоит сигнализация) .
И мне всегда кричат : "Ну что ж Вы делаете - работы надо смотреть издалека !"
Ну это им надо издалека ( смеется ),а мне нужно  подойти прямо вот так вот все смотреть - впритык.

 

-И что же там ?

-Ну не знаю- я вижу мазок и даже никогда не анализирую,иногда я
чувствую энергию,опять же- я чувствую этого человека...
Почему этого ощущения никогда не даст ни репродукция ,ни копия...

-Ооо ...Так может быть Вы сможете так интуитивно сразу распознать ,где
оригинальная картина художника,а где подделка ? ( с улыбкой )


-Не знаю,я никогда не сталкивалась с подделками. Но вот так
впритык я рассматриваю только то,что я люблю.
У меня есть несколько художников,которых я люблю безумно...
И,естественно,я их чувствую...

-Это какие художники ?

-Это Тернер,которого я обожаю ( много Тернера и его работ в Tate Gallery, в Лондоне ).
И когда я в музее видела там его палитры и эти засохшие краски- меня буквально била
дрожь,- очень люблю Тернера. Очень люблю австралийского художника Вильяма Робинсона -
Я видела его работы у моего друга,когда он покупал его картины еще тогда,когда их можно
было купить- сейчас его картины стоят бешенные деньги - этот художник еще жив.
Он за 10 лет стал из полуизвестного знаменитым , ( работ много по крупным музеям
Австралии, но особенно в галерее Квинсленского университета в Брисбене ). То-есть,на
наших глазах Робинсон из художника, который жил в Купуруу, потом в Брисбене- маленьких городишках,
-вырос в первого художника Австралии. Люблю фовиста Рауля Дюфи, которого называют учеником Матисса.

 

-Татьяна, а такие художники-деструктивисты,как Дэмьен Херст,например,который
рисует черепа- для чего они ,на Ваш взгляд,такое рисуют и зачем людям такие картины,
кто их покупает ?


-Здесь все гораздо сложнее,чем кажется на первый взгляд. Херст,в самом деле-классный художник.
С одной стороны- да. Это насмешка и он этого не скрывал.
"Вот,я вам сделаю так- бриллиантиками выложу "...
Но,те не менее,все это гораздо глубже,потому что в нашем обществе отношение к смерти другое,-
может быть у мексиканцев и у тех ребят,которые танцуют на похоронах- больше правды,чем в том,
что череп- это плохо. И этот его проект с черепами,и  его "Раковые хроники" совершенно потрясающие.
Да,это жесть -но это еще один способ увидеть  этот мир. Это,в самом деле,очень  глубокие проекты.
Но это зависит от того,кто будет на них смотреть - от человека.
Это в глазах смотрящего еще.То-есть ,это искусство- даже не столько зависит от того,что вкладывает
или не вкладывает художник, а что способен воспринять  зритель .
Мне кажется,что Херст далеко не так прост,каким его пытаются представить .

 

-Ну, а другие художники-деструктивисты ,которые рисуют распад ?

-Условно говоря,нельзя так прямо сказать,что художник
деструктивист только потому,что он изобразил череп,например,смерть или элемент распада
и что это плохо- все зависит от того,что стоит за этим.
То-есть,не ради чего он это нарисовал,а что он испытывал при этом...
Можно показывать все,что угодно,как можно говорить на любую тему- главное- подобрать
правильно слова. То-есть,в принципе, запретных тем не существует. И на любую неприличную для
обывателя тему можно говорить приличными словами.И отношение может быть  разное.
То-есть,с любовью или ненавистью ты смотришь на это.

 

-Зритель смотрит на это или когда художник рисует ?

- И художник рисует- что он чувствует при этом,и как смотрит
человек, зритель.Это как в кляксе некой. Один увидит там что-то ужасно неприличное,
другой ничего не увидит,а третий- увидит целый мир.
И точно так же,искусство- особенно современное искусство- процентов на 80- это не то,
что вложил художник,а куратор преподнес, разжевал и правильно описал,а то,что увидел зритель.
Не обязательно зритель- человек воспринимающий.
И поэтому ,когда мы говорим,о том,что мы все соавторы друг друга,то так
оно и есть. При чем не просто соавторы,а полностью авторы.
И все эти катастрофические истории - ну они настолько, как мне кажется,глупо-человеческие...
Вот почему сейчас для очень многих молодых ребят тема экологии такая близкая...
И тема здорового питания...
Все равно человечество будет очищаться и утончаться. Другого пути нет.
Кто-то будет вынужден погибнуть, а кто-то будет двигаться дальше вот в эти узкие щели.
И он должен утончаться и делаться все более чистым и тонким,чтобы проникать дальше,
иначе он просто не просочиться в эти капиляры, мне так кажется.

 

-Такое красивое сравнение...

 

-Ну да, просто сначала идет какой-то толстый магистральный сосуд,а
потом оно все разветвляется, разветвляется...И ты или можешь или не можешь по 
всей этой сеточке, как кровь, одновременно, протекать, утончаясь, в разные стороны...
Почему говорили раньше, что ты должен на чем-то одном сосредоточиться,
да ничего подобного. Дерево же так не растет. Это некрасивое дерево, если вот одна
палка-ствол.Это уже будет столб телеграфный. А дерево ,оно же такое - в разные стороны
ветки. Хочу туда,хочу сюда-"вот я дерево. Я не столб" ( смеется ).

 

-Татьяна,спасибо,я с радостью буду цитировать Вас моим
друзьям, которые так не считают ...


-Нет, ну опять же, у каждого человека своя правда. И каждый
человек, который уверен в своей правоте-  прав. И не существует единственной правды-
это понятно.Мы все живем каждый в своем мире. Просто у некоторых людей близких по
ценностям,по духу,эти миры настолько похожи,что вот как бы соединяются два  мыльных
пузыря,когда они так близко совсем соприкасаются- они раз и сливаются в один.
То-есть,когда мы с близкими создаем свой  мир и нашу правду- ну вот такой вот некий пузырь
образовывается - и вот одна правда,а рядом- другой пузырь и у них
совершенно другая правда и мир другой. И они одновременно живут в разных мирах.
И мы все живем в разных мирах. Просто если человек живет только один в
замкнутом мире-то он аутист и ему можно только посочувствовать,а вот некий такой вот
конгломерат этих миров,образующих один мир,второй,третий- это же прекрасно.
Почему тральфреализм это тоже не «Или так, или так»,а «и это,и это, и это»...
Хотя, есть какие-то вещи неприемлемые...

 

-Татьяна,Вы так интересно размышляете,Вам никто никогда не
говорил,что Вы- человек-индиго?
Я бы даже сказала на моем авторском языке,что Вы- человек-психоарт...
Тот,который творчески руководит своей судьбой и не допускает
разрушений даже в его мыслях ...


- Об индиго не говорили, я думала - это только дети. Но то, что я не
просто так здесь оказалась, чувствую, конечно. Моя мама ( ее нет уже
1,5 года ) рожала меня 3 суток, хотя больше суток уже считается ЧП.
Обычно такие дети не выживают ( во время схваток он погибают в матке ),
значит, у меня был мощный ангел-хранитель и для чего-то это было нужно.
Человек-психоарт - очень интересное определение.

 

-Ситуация с ощущением времени изменилась у Вас со времени распада СССР ?
Или Вы так ощущали время еще в детстве и в юности?

 

-Очень резко все изменилось . Когда люди говорят,что
в Советское время было все хорошо, я этого не понимаю. Было ужасно, чудовищно.
Цветаеву, Мендельштама я прочла впервые в 15 лет. Купить их книги было негде.
У меня отец был военным, мы часто переезжали.Жили тогда в небольшом
городке и стихи привез мой знакомый лейтенант, переписанные от руки в какой-то тетради..
а Гумилева он вообще читал мне наизусть..
Меня в свое время КГБ вызывало на беседы за мои лирические стихи, правда, опубликованные
в рукописном журнале "Гарум", пару выпусков которого успели сделать второкурсники филфака
КГУ (я тогда училась на первом на журфаке). Ничего нельзя было найти в библиотеках.
Почему мы читали фантастику- при чем зарубежную фантастику ( 30 томов было-
"Сборник зарубежной фантастики"-их невозможно было достать ),потому что советские книжки
читать было невозможно. Хотя мне нравились Юстинас Марцинкявичус, Чингиз Айтматов,
Галактион Табидзе, но ты , по большому счету, был лишен выбора.


-Татьяна,как формировался Ваш литературный почерк в то время ?
И помните ли Вы Ваш самый первый стих?

 

-Самый первый, конечно, не помню. Наверное, все дети рифмуют. По семейной легенде
года в 3 было что-то вроде: "На дворе воробышки "чик-чирик зовут к себе Танечку:
чибрик, чибрик". Но, возможно, мы это писали вместе с дедушкой.
Я родилась в Севастополе. Мама и отец жили в Стрелецкой бухте вместе с моей младшей
сестрой, а я росла у бабушки с дедушкой на Куликовом поле (в другом конце города).
Так было всем удобнее. Отец преподавал в ЧВВМУ имени Нахимова, мама работала на
полторы ставки медсестрой в детском саду. Дедушка с бабушкой удочерили маму, когда
ей было 9 лет, своих детей у них никогда не было, и когда родилась я
(родители тогда еще жили с ними), они выпестовали меня с пеленок.
Дед ( его не стало в 1982 году) был для меня самым близким по духу человеком.
Он был завучем в ремесленном училище ( колледже), был очень занятым человеком, но каждую
свободную минуту проводил со мной. Читал мне с младенчества Лермонтова.
Я выросла на строчках: "В пустынных степях Аравийской земли три гордые пальмы...
" и на "Из гроба тогда император,очнувшись, является вдруг - на нем треугольная шляпа и
серый походный сюртук" ("Воздушный корабль"). Первое мое стихотворение, осознанно
запомненное как поэзия: мне 9 лет, мы с отцом и мамой гуляем по новорожденному парку
в Стрелецкой (только посаженному), родители тихо ссорятся (они потом развелись), меня забрали
у дедушки с бабушкой,чтобы воссоединить семью, была ужасная драма, я не хотела, меня чуть не
разрывали пополам - каждый тянул в свою сторону. Мы гуляем, мне ужасно грустно, я считаю
бетонные плиты под ногами (большие) и проговариваю под нос: "Там, где цветут эдельвейсы и
вешнего солнца восход, красавица с именем Эльза по горным тропинкам идет"...
История получилась душещипательная - барышня у меня была партизанкой, ее арестовали,
в нее влюбился немец, но все равно убил, а завершалось это длинное безобразие строчками:
"...и падают горькие слезы из глаз на холодный песок". То есть буквальная цитата из
лермонтовского "Воздушного корабля", случайная - я ее тогда не распознала.
Через год мой стишок напечатали во всесоюзном журнале "Пионер": "Прилетела на землю зима,
расплела серебристые косы..." - смешно вспоминать. Моя реальность с детства была весьма
специфической. Я росла в частном доме за высоким забором. У нас был виноградник, сад,жасмин,
вьющие розы. Я разговаривала с деревьями, выдумывала себе друзей и приключения,была доброй
волшебницей Виолеттой, боролась со злыми колдуньями Гингемой и Бастиндой ( вариации на тему
"Волшебника Изумрудного города" ). В кумирах (естественно, позже) - Цветаева,Гумилев,
Вознесенский. Потом (и насовсем) полюбила Арсения Тарковского. Я тогда еще не читала
его гениальнейшее в своей простоте и точности: "Белый день" - "...в цвету серебристый тополь,
центифолия, а за ней - вьющиеся розы,молочная трава..."
С 9 лет я не переставала писать стихи (хотя иногда случаются перерывы по несколько месяцев).
Поэзия пишется, когда очень плохо (у меня было так раньше), а к холсту
могу подойти только когда хорошо,иначе все останется в картине, а зачем
кому-то мои боли-печали - только радости пусть остаются в красках.

_____________________________________________________________

Из цикла "Ботанические портреты"

Выловленный социальной сетью, выброшенный на травы,
ветром несомый по набережной Балаклавы,
солнцем омытой, беспамятной, не забытой, акациеглавой.
Если ты лист, то не древесный, а жестяной,
сорванный с крыши. Если катран, то ручной.
Знаем мы этих акул, в полнолунье лишившихся жабр и зубов,
на животе заскользивших по влажной брусчатке на зов
кровной любви или любящей крови. В глубинной алчбе
я ничего не хотела бы знать о тебе,
и о себе, и о прочих, непрочных, как крепость, летучих, как йод, –
не все равно ли, какая нас правда убьет
или какая целебная хлебная выкормит ложь:
ложку за маму, за Римского папу, за тайского Будду. А нож
в землю воткни или выдолби лунку в камнях –
семечко, мак-самосейка останется после меня.
Здесь появилась, исчезла, осталась, просыпалась, стала не я.
Заросли дикого мака на мысе Айя.

* стихотворение Татьяны Чебровой, 2010

____________________________________________________________________________

-Как у Вас родился Ваш первый сборник,как долго Вы работали над ним?

 

-На бумаге у меня и есть один - "Ввверх по течению". Туда вошло избранное -примерно с 87 по 95 год.
Просто отобрала самое близкое на  то время, а один спонсор помог издать. Тираж - 1000 экз, 45 текстов.
Остальные -на диске "Врачующая гармония" и в интернете как электронные книги.
В интернете только на сайте Поэзия.ру больше сотни тысяч читателей.Хотя давно хочу издать новое "избранное"-
со своими иллюстрациями.Не только живописью - фото и коллажами,но руки не доходят.
Я не храню черновики. Лет 5 назад в очередной раз провела "чистку рядов" - выбросила все блокноты
со стихами - с 17-летнего возраста (раннее выбросила давно). Но нельзя этого делать.Сейчас очень жалею.
От руки было все написано, в единственном экземпляре (сейчас из-за компьютера почти разучилась писать
от руки) .Я уничтожила множество своих блокнотов со стихами- это было затмение.
Да и подумала: если они несовершенны, зачем будут оставаться ? 

 

- Ну, я Вас понимаю- я тоже почти все мои школьные стихи выбросила несколько лет
назад с моими дневниками, которые писала от руки...
Только некоторые из них напамять помню со школы - они вошли в мою первую
книгу и я ими так дорожу...

 

- Я тоже что-то пытаюсь вспоминать,но,честно-говоря,их просто дикое количество.
Фрагментарно помню...
Чужие помню- несколько старых чужих стихов людей,которые уже не пишут.
А сейчас стихи пишу на компьютере чаще всего.

 

-А если смотреть в глобальном плане -сейчас есть вообще смысл издавать
бумажные книги ? Или Вы думаете,что будущее за интернетом и электронными книгами?

 

- Мне кажется,что бумажная книжка нужна,прежде всего,автору и его очень близким людям.
Вот очень приятно взять эту книгу- потрогать... Тем более,если она у Вас так роскошно
издана - матовое ламинирование обложки... Конечно,с бумажной книжкой можно спать под
подушкой... Безусловно,я не могу сказать,что бумажные книги не нужны.Если бы нашелся
человек,который бы сказал : "давай издадим твою книгу",-я бы,может,это сделала.
Но на те деньги,за которые я издала бы книгу, можно купить столько красок!
И я останавливаюсь...Хотя книги нужны, безусловно.
Я думаю,что и у Вас тоже,и у меня стихи выстраиваются в самодостаточные циклы.
Хочется,чтобы одна была книга,которую можно взять с собой, тоненькая, а не толстый том
(кто сейчас носит с собой толстые книги?) - с моими иллюстрациями...
Но я и тогда издавала не все подряд- и тогда это было избранное.
А сейчас это тем более будет избранным.То-есть,толстую книжку я делать не буду.
И вот странно: абстрактно если спрашивать, нужны ли сейчас рукописные книги, ответ
напрашивается  сам собой: нет, потому что есть полиграфия...Тем не менее, арт-буки сейчас
очень распространены,  они в моде, как и весь хэнд-мэйд.И я думаю,что и электронные книги,
безусловно, будут. И я поддерживаю эту идею хотя бы потому,что я убежденный эколог,
а для e-books не нужно вырубывать деревья...

 

-Татьяна, написано так же было в Вашей биографии,что Вы- автор оптической поэзии.
Я впервые столкнулась с этим термином и он меня очень заинтересовал.
Я нашла немного статей в интернете на эту тему и та информация,которую я нашла,
стала невероятно ценной для меня,но вызвала ряд противоречивых вопросов,
касательно именно Вашей поэзии,которую Вы называете оптической и поэзии,которую
называл оптической еще в начале 20 века чешский искусствовед Карел Тайге.
Я хотела бы у Вас уточнить- Вы пришли к изобретению Ваших оптических стихов
самостоятельно или же Вы являетесь последователем Тайге ,который утверждал,
что стихи нового поколения более не будут " петься и читаться",а будут просто
визуально восприниматься человеческим глазом - просто для любования красивыми
словосочетаниями,которые часто не несут философского смысла,но которые влияют
на ассоциативные образы и формируют у каждого в сознании свои неповторимые
эмоциональные картины чувственного восприятия ? 

 

- Нет, я также ничего ранее не слышала про Тайге. Очень интересно.Я обязательно почитаю.
Мои оптические стихи отличны от того,что подразумевал Тайге.
Я пришла к этому самостоятельно. Начиналось все с серии автопортретов.
Это было несколько моих фотографий из которых я делала  коллажи, накладывала тексты.
Тогда это было связано с какими-то эмоциями - серия эротических верлибров.
коллажи не рисованные,а оптические- то-есть тут действует принцип: "Я и фотоаппарат".
Но это не иллюстрация  к тексту. Вербальную часть можно изъять и видеоряд останется
самодостаточным. Стихи сами по себе-изображение само по себе,но когда оно накладывается -
одно на другое-получается моя оптическая поэзия.
Это был конец 90-х годов - самое начало 2000-х,мой первый
компьютер,первые работы в Фотошопе-  сейчас это выглядит "антикварно" и немного забавно...
Более того,когда я верстала CD, у меня погибли исходники. Cгорел  жесткий
( а тогда только одна-единственная фирма занималась восстановлением этих дисков и там
что-то у них не получилось ) и у меня остались только картинки -килобайт по 100-200-
совсем маленькие - то,что не распечатаешь. Но проект "Врачующая гармония" состоялся
на CD тиражом 1000 экземпляров. Есть люди,которые лучше воспринимают поэзию на слух...
Мои стихи лучше читаются глазами, но мне очень близка тема синкретичности- это то,что
сейчас современное искусство вовсю использует.
Но еще недавно поэзия существовала отдельно - все отдельно.
Искусство синкретично и поэзия должна и петься,и выговариваться,и смотреться,
и вытанцовываться, и вырисовываться...
И единственное,что хотелось бы- запах еще сюда подключать. У меня были такие эксперименты.
В моих бабочках ( картины ,- прим. ианмсфан ) использованы феромоны ( я привезла ароматические
масла из музея эротики в Барселоне - с феромонами мужскими и женскими).
Так-что у меня были бабочки- "мальчики" и "девочки", то-есть,условно говоря,-
мужские и женские особи. Но если понюхать холст, запаха не будет, там их микродозы
(акрил водорастворимый, я добавляла каплю этой субстанции в воду,которая великолепно  
сохраняет информацию). Я эскпериментировала и народ меня спрашивал позже:
"Правда, это мальчик? Правда,это девочка ? Как правило, на 80 процентов люди как-то угадывают...
Сложно придумать то,что не существовало никогда.
Нет, можно,безусловно, но сложно,особенно,если это касается метода и чего-то совершенно
радикально нового,потому что , как правило,это уже кто-то сделал,но только,может быть,меньше
распиарил. Я не говорю,об изобретении колеса или каких-то таких подобных вещей.
Но вот тема с изобретением радио она  очень показательна - а дальше будет все больше и больше
таких ситуаций- когда одна и та же идея приходит  в голову разным людям,но все равно это выглядит
иначе- все равно человек окрашивает это собой...

 

- Вы профессиональный дипломированный журналист-
Как много Вы уделяете времени этой профессии и почему она не стала основной?

 

Много лет я ей зарабатывала на жизнь, потому что моя живопись была "подпольной"
("Стронций-90" - это андеграунд ). Сейчас делаю только то,что хочу в журналистике,- беру интервью
только у тех, кого я уважаю, а то и люблю.
В детстве я была очень закрытым человек, потом журналистика сделала меня достаточно открытой,-
когда ты выходишь на охоту , становишься журналистом - своего  рода "консервным ножом", который
"вскрывает человека"- это совсем другой опыт, но от него  я тоже быстро устаю-синдром сгорания:
общаешься-общаешься-общаешься, потом опять хочется уединиться...
Журналистика ( за что я ее ценю ) дает возможность на равных общаться.
Вот наука - она линейна и студент, даже если он великолепный, умничка, то он все равно не подойдет
к профессору и не будет на равных беседовать- между ними будет барьер.
Журналист , особенно если он глубоко копает в теме,- он,как правило,к кому угодно- к любой звезде-
к человеку любых рангов, подходит и начинает говорить на равных- если ,конечно,он не ставит цель
кого-то морально уничтожить, а если это нормальный разговор,особенно в моем любимом жанре
"интервью" , когда ты просто общаешься.

 

-Татьяна,как Вы думаете- может ли человек потеряться в современном мире,
когда на него со всех сторон обрушивается такой шквал иногда неразборчивой
информации и что делать,чтобы не потеряться ?

 

- Не может человек потеряться. Если он будет слушать себя-он не потеряется.
Другое дело,что сейчас,конечно,очень трудно просто физически выживать.
Особенно,творческому человеку.
Начинать сложно,получать образование сложно,если нет помогающих родителей...
Сложностей масса... Но все равно- есть же счастливчики,у которых это получается.
Да и потом- почти у каждого сейчас есть интернет.
И мы же не едим глину,стекло толченое...
И так же с информацией. Мы должны понимать,что можно есть,а что нельзя.
В самом деле,сейчас не то,чтобы информационная революция,война и волна
одновременно,а просто человек настолько усложняется,точно так же ,как техника,
что ему уже достаточно некой только самой маленькой подачи,импульса крохотного
и дальше он уже домыслит, дочувствует...

 

-Вы меня радуете,потому что некоторые специалисты говорят,
что у нас современные люди вообще неспособны ничего понимать
и воспринимать,особенно молодежь...

 

-Да ну глупости,ну какие прекрасные дети ! Молодежь потрясающая!
Нет, другое дело ( и это было всегда,кстати- были там барчуки какие-то- ребята,которые
получали великолепное образование и были крестьяне,которые просто были,как гумус-
они были никто,они там где-то рождались и они были за кадром- их не было как бы...
И точно так же сейчас ),- есть часть потерянного вот этого поколения, абсолютно
потерянного- дети алкоголиков- ну не дети- вот эта вот молодая поросль,- люди,которые
или уходят куда-то ( богатенькие ребятки "уносятся"- куда-то под кокаином, или ребята
"системы", которые сидят на героине и уничтожают себя) и естественный отбор очень жесткий
происходит, но те,кто живет и функционирует - они потрясающие.
А вот эти ребята,которые рождаются- они видят еще дальше...
У меня сейчас практически не осталось друзей моих ровесников- кроме моих старых-старых,
которых можно пересчитать на пальцах одной руки. Мне интересно сейчас общаться, в основном,
с людьми возраста моих детей ( плюс-минус несколько лет), потому что люди моего  поколения очень
многие сейчас вообще не понимают что,  зачем и к чему. Все потрясающе утончается, все  становится
настолько ярким...Мне кажется,что я все выше и выше поднимаюсь и все шире и шире в поле обзора...
То-есть,ты не можешь преодолеть лабиринт, если ты будешь внутри,пока ты не поднимешься
и не увидишь это все сверху...И этот момент расскрытия- это так здорово.
Я вот все время понимаю,что хочется жить долго долго, ведь самое интересное дальше...
И жалко,что нельзя приручить время...

 

Виктория Манагарова - Татьяна Чеброва ,октябрь-ноябрь 2011, Киев, специально для ианмсфан ®



2011-11-25 | Ксения Кириндясова,журналист,поэт
до тральфа мои стихи не дотягивают но картины стоит пробовать писать.чтобы людей лечить
прими мою благодарность за статью.
хотя термин изменного сознания скорее не верен это подключение к лаборатории ангелов

2011-11-27 | Виктория Покиданец,художница
я довольно часто сталкивалась с разнообразными ответвлениями экспрессионизма, но в новейшем тральфреализме больше всего меня впечатлило глобальное излучение целой ВСЕЛЕННОЙ! Охватить необъятное, чтобы в слышимом диапазоне выразить это на полотне! :))) Да, и психология в очень больших масштабах данного направления тоже мне очень понравилась - никогда бы не подумала, что психологию и творчество можно таким нестандартным способом объединять в арт-терапии! И ещё меня вдохновило, что в той же абстракции возникают столь яркие и живые образы и загадочное, непередаваемое чувство гармонии...


Оставить комментарий