дискурс армагеддон

Дискурс "АРМАГЕДДОН"

 

 

 

"70 років ця людина була ніби замороженою. 70 років вона спала і не знала, як розвивається світ. І тепер вона спрагло гортає сторінки історії, форсованими темпами прокручує у своїй свідомості втрачений досвід. Що вона пропустила? Які події? Було Друге Пришестя чи не було?"

 Д.Гордіца

С серидины 90-ых годов 20 века на территориях бывших стран СССР началось масштабное строительство храмов и церквей. Люди вновь получили возможность верить в Бога открыто. А в художественных институтах открылись кафедры "сакрального искусства". Новые независимые государства разрешили художникам официально писать иконы и расписывать стены святых сооружений. Какие это художники? Кто имеет право писать иконы? Какими личностными  характеристиками должен обладать иконописец? Имеем ли мы право молиться его иконам? Имеем ли мы право молиться в современных храмах? Что это за храмы и чем они отличны от храмов времени Андрея Рублева? Чем является икона - духовным посредником между человеком и Богом или идолом, запрещенным Библией? Что есть "святостью" и кто может называться святым?

Эти вопросы уже несколько столетий обсуждаются учеными , священниками, искусствоведами и художниками. Больше тысячи лет богословы и миряне не могут найти точек пересечения в ответах на столь важные вопросы относительно Духовности Человека.

 

Дохристианская Русь поклонялась многим Богам. Люди жили в гармонии с природой и верили, что у каждой стихии есть свой Бог, ответственный за те или иные природные катаклизмы или явления - Бог Солнца, Бог Ветра, Бог Воды... Люди сооружали статуэтки, которым поклонялись и возле которых приносили жертвы Богам. Они верили,  что жертвами животных смогут снискать милость Богов, в результате которой в грядущем сезоне будет хороший урожай.

Люди, поклоняясь деревянным статуэткам, поклонялись, меж тем, не самим статуэткам, а тому образу Бога, которого они олицетворяли. Эта функция поклонения иконам позже сохранится на Руси.

С принятием христианства по Византийской традиции в 988 году Киевская Русь официально приняла Единого Бога ( в триединстве с Богом-отцом, Богом-сыном Иисусом Христом и Богом-Святым Духом).

Кто-то принял новую религию сразу. Но многие язычники не перестали верить в своих Богов. Расспространение религии на Руси сопровождалось гонениями, битвами и столкновениями.

Многие люди не хотели принимать то, что чуждо их традициям, их пониманию смысла окружающнго мира.

Они видели смысл существования в природе и не понимали , зачем им нужно ходить в храмы, креститься и исполнять другие нелепые , по их мнению, жесты и произносить вслух неведомые слова, которые священники называли молитвами.

Они не понимали священников, их странного вычурного одеяния, они не понимали - почему они должны им доверять, они не понимали смысла молитвы и новых ритуальных обрядов. Запахи ладана, свечей казались им чужими от их истинного представления о Божественном, которое хранилось для них в запахах свежей травы, диких терпких травах и благоуханиях цветков, коры пахучего дерева, из которого они чеканили свои произведения Души, устремленные к их божествам. Они ходили босыми по влажной траве и занимались любовью под открытым небом. Без каких-либо ограничений со стороны социума, церкви и кого бы -то ни было, руководствуясь  только собственными чувствами вспыхнувшей взаимной искры между мужским и женским началом.

В тот нелегкий переходной период утверждения христианской религии, Андрей Рублев на Руси расписывал храмы. Он был монахом, давшим Богу обет безбрачия, придерживался строгого поста во время написания икон. Он каждый день молился, жил только для Бога - им дышал, весь смысл существования он видел в Нем Едином, Непоколебимом, Вездесущем, вместе с Сыном своим Иисусом и Духом Святым царящим в небесах и в стенах, предназначенных для спасения и молитвы.

Андрей Рублев искренне принял христианское учение всей душой и, как великий художник-мыслитель своего времени, вершил в одном из русских храмов сцену Страшного Суда.

За что будут наказаны люди?

Мир был полон несправедливости.

Расспространение христианства в средневековом мире знаменовалось крестовыми походами, борьбой с еретиками (людьми любой другой религии или миропонимания).

Церкви создавали суды инквизиции. Все неверные, "подозрительные", "легкомысленные", "иноверные" сжигались на кострах. Проливалась человеческая кровь.

Что мешало людям быть счастливыми?

В христианском учении все мы являемся рабами Бога. Все мы являемся грешными с самого рождения, так как несем на себе отпечаток грешности наших искушенных прародителей Евы и Адама, которые были изгнаны из рая за непослушание Богу.

Страждущие должны каяться, воздерживаться от плотских излишних наслаждений, чревоугодия и накопительства богатства и просить у Бога прощения, и прощать грешных, и любить своих врагов.

Русь часто становилась объектом нападок мусульманских татаро-монгольских войск. Эти люди с легкостью грабили дома, брали в заложники русских девушек и убивали "непригодных" для рабства.

Люди искали поддержки и защиты Бога от врага в храмах. Но Бог не всегда слышал молитвы людей. Бог позволял татарам врываться в святые сооружения , ломать и сжигать иконы, трощить стены и убивать людей.

Турки и татары творили свою святую миссию во имя Аллаха. За эти убийства и уничтожения идолов-икон неправедных их души после смерти попадут в рай .

Так учит Коран - святая Книга мусульманского народа.

Идолом считали икону также иудеи - евреи, исповедующие старый завет Бога, не воспринимающие и отвергающие учения Иисуса Христа. Бог Един, Невидим, Вездесущ и Непостижим. Его нельзя воплотить и никто на земле не имеет законного права рисовать Его Непостижимый , Невидимый образ, так как в Библии сказано: "Не сотвори себе кумира".

Иисуса Христа иудеи не считают Богом. И по сегодняшний день в религиозном мире идет война. 

Икона для христианина - это образ посредника между человеком и Богом.

Икона - это интимный продукт душ двоих людей. Первый человек - создатель иконы, - рисует образ святого с соблюдением всех правил и строгих норм, которые декларировались церковью. Для иконописца создавались целые книги с большим количеством пунктов, которые он обязательно должен был соблюсти перед тем, как брать в руки кисть для создания образа святого.

Расписывалось также подробно, что ему можно употреблять в пищу, а что нельзя, в какое время суток и в каких количествах. Ему запрещалось иметь интимную близость с женщиной. Он должен был быть чистым в мыслях и помыслах и молитвой призывать к себе в помощники Духа Святого.

Главным было достичь вдохновения - порыва искренних, добрых чувств любви, всплеск которых запечатлевался на доске, обработанной также в строгом соблюдении технологических норм.

Когда образ святого бал воплощенным, у него появлялся второй человек, который верил в магическую и исцеляющую силу его изображения. Этот человек - молящийся Богу христианин.

Он смотрел на образ, запечатленный на иконе с умилением и восторженностью ( или печалью и состраданием, если это сцена распятия). Красота изображения, исцеляющая сила и гений художника, создавшего его, трогала душу неведомыми гранями тепла и восторга, часто вызывая слезы очищения. Человек, глядя на икону, призывал к себе истинный, невидимый образ Бога, каялся Ему и просил прощения.

Так достигалась агагоническая функция иконы - функция трансмиссии, перенесения чувств человека с состояния приземленности к состоянию эйфории и достижения им уровня слияния с Высшим Разумом.

Строительству храмов на Руси уделялось большое внимание. Храм был основной составляющей Великой культуры Киевской Руси.

 Рублев

Вся сила творческого потенциала русского народа направлялась на украшения форм Духовных Домов, в которых люди имели возможность постичь Тайну и смысл Бытия

 Рублев

Искусство на Руси считалось соборным и софийным - мудрым в своей торжественной красоте.

 Рублев

Естесственно, в странах Европы также росписям и пышностям храмов уделялось большое внимание. Но, все же, католическая культура кардинально отличалась в способе донесения до человека посредством живописи Божественной информации.

 Караваджо

Христианские католические храмы эпохи Возрождения сопровождались красотой и торжеством обнаженных и полуобнаженных тел святых.

 Рафаель

Главным образом в европейской христианской культуре по сегодняшний день является женский образ. Католики посредством художников провозглашали культ Мадонны как Пресвятой матери Иисуса Христа, часто кормящей его молоком обнаженной пышной груди.

 Корреджо

 Да Винчи

 Мантенья

 Мантенья

В православной христианской русской культуре считалось, что храм - это соединяющее в себе земное и небесное начала для победы в нем посредством небесного - райского, прекрасного. Райское здесь отнюдь не сопровождалось телесным опофеозом. Сдержанность, собранность духа - такие главные критерии считались правильными при изображении святых.

Храм по христианскому учению - земное место обидети Духа Святого. Все в нем должно сверкать и быть наполненным светом, радостью и торжеством. Именно поэтому красоте, пышности храмов, богатству золотых обрамлений крестов,  куполов и элементов икон так много времени посвящали государства во время их воздвижения и оформления.

Человек, пришедший в храм с добрыми и чистыми намерениями, становился соучастником соборной молитвы и соборного литургического единения с Богом. Этому способствовали множество факторов, действующих на человеческое сознание совокупно в результате синтеза искусств, объединенных в храме, синтезе красивых материальных вещей, запечатлевающихся в восторженном восприятии и действующих исцеляюще в форме духовного умиротворения, умиления, раскрепощения.

Чтобы достичь максимального эффекта единения с Богом , в храме продумывалось все до мельчайших деталей - от формы купола и архитектурного чертежа, до места расположения икон, их сюжетов на стенах внутри храма. Также тщательно продумывались эскизы одежды священников, их цвет и форма, и особенности ткани, и запахи ладана и тающего воска свечей, действующего расслабляюще и успокаивающе , и литургическое песнопение - чистые, нефальшивые голоса певчих были обязательным условием для прочтения ими мелодической молитвы вслух. Во время соборной молитвы, все участники сакрального действа должны быть чистыми перед Богом и откровенными с ним в мыслях. Только так возможно достичь состояния абсолютного катарсиса - очищения духа от грешных помыслов и достижения в результате визуально-аудиально-чувственного восприятия окружающей действительности медитативного состояния полной отрешенности от бренной земной тягостной жизни, постижения уровня сверхсознания, в результате которого устанавливался прямой контакт с Высшей Духовной реальностью.

В начале 20 века на территории Руси в результате большевистского переворота, убийства царской семьи Романовых представителями новой политической структуры было создано государство Союз советских социалистических республик.

Пришедшие ко власти большевики объявили укоренившуюся в поколениях русинов христианскую и любую другую религию "опиумом для народа", обвинив и царей, и священников в "задурманивании" чистого и трезвого ума миллионного населения, которое, в силу своей невежественности и неграмотности , требует нового здравого переосмысления действительности.

 Нестеров

Советская идеология провозгласила диктатуру науки и рациональности, свергнув диктатуру религии и иррациональности совместно с "загнивающим" буржуазно-крепостным неравенством между людьми.

Тысячи церквей во всех точках теперь уже советских республик были сожжены. Их золотое имущество изъято, продано и пущено на строительство фабрик и заводов.

Параллельно со становлением советской идеологии в нашей стране, в Европе свирепствовало становление фашистской идеологии. Политическую власть в Германии заполучил Адольф Гитлер с целью распространения своего мирровозрения шовинизма во всех странах мира. Вновь было принято решение по принципу средневековой инквизиции (только теперь уже без предварительного суда ) уничтожить все "грязные" народы ( таковыми народами Гитлер считал всех, не причастных к арийской крови).

Гитлер верил в сверхестесственные способности человека. Он не боялся Страшного Суда.

Оставив неизгладимый трагический опыт в истории и многомиллионные жертвы невинных людей, фашизм проиграл войну в битве с Советским Союзом.

Советский Союз был государством, объединяющем в себе многие национальности и многие народности. Политика СССР строилась по принципу отторжения гитлеровской идеологии . Все ресрублики СССР, не смотря на разность их народов , их миропонимания, объявлялись "дружественными народами", объединенными единой идеей строительства коммунизма и распространения его основных принципов в мире.

20 век был объявлен веком технического и научного прогресса, космических свершений и электронных достижений. Вера в Бога смещалась в веру в коммунистическую партию, которая обязывалась заботиться о своих гражданах - предоставлять им иную духовную пищу, но не в виде икон и библейских неясных "дурманных" перепетий, а в виде нормального, "здорового" искусства ( реализм и соц-реализм ).

 Серебрякова

Весь потенциал и все будничные мысли люди должны были посвящать работе и строительству светлого будущего, а в свободное от  работы время они посещали театры, выставки картин, читали книги, играли в шахматы и ходили в кино. Любая информация, поступающая со СМИ и любых других социо-коммуникативных источников, контролировалась государственной жесткой цензурой. Насилие, убийства, эротика запрещались к экранизации и публикации в любом виде. Сексуальность концентрировалась и накапливалась до подходящего момента любви.

 Серебрякова

В обществе сохранялись традиции сдержанности духа, характерной для периода становления христианства на Руси.

 Нестеров

Но, в то же время, в коллективном бессознательном таился мощный сексуальный потенциал наших древних предков-язычников, которые привыкли быть свободными в своих духовных порывах и заниматься любовью под открытым небом.

 Серебрякова

Государство сдерживало визуализацию в СМИ сексуальности для того, чтобы люди чаще переносили их в фантазии и воплощали в реальной жизни. Сохранялась загадка, таинство, между парой, пробуждающая жгучее желание после работы сблизиться с любимым.

Многие религии одной из главных обязанностей в исполнении человека долга перед Богом считают точное следование постам. Пост нужен для закалки духа, накопления сексуальной мощи для наиболее плодотворного зачатия и рождения после длительного сексуального воздержания максимально здоровых, высокоодаренных детей.

 Серебрякова

Советское государство воспитывало общество в гуманистических традициях. Основными принципами, которыми люди должны были руководствоваться во взаимоотношениях между собой , считались дружба и взаимопомощь. Коллективизм объявлялся эталоном социо-культурных взаимоотношений. Любое средство самовыражения ( как в глобальной художественной, литературно-научной среде, так и в области повседневной жизни, посредством жажды выделиться из общего круга с помощью необычной одежды или нестандартного поведения отдельного индивидуума) преследовались советской моралью, сгенерированной политическим режимом того времени. Инакомыслящие люди объявлялись "дессидентами" и "врагами народа", подвергались преследованию и, в случае неповиновения, отправлялись в тюрмы.

Тем не менее, и в тех жестких советских условиях контроля над определенными нормами поведения и правительственными клише, многие бабушки тайно от своих коммунистически настроенных детей ходили в сельские церкви, не уничтоженные большевиками в силу разных причин, и крестили там своих внуков. История с язычниками в период становления христианства на Руси в свое время повторялась, только теперь в ином историческом ракурсе.

В тот суворый антирелигиозный, но жестко-контролируемый моральной и политической цензурой советский период в западном мире на своем пике торжества свирепствовала "сексуальная революция" и абсолютная свобода во всем.

Демократия, свобода мысли, вероисповедания, предубеждений, политических воззрений объявлялись непоколебимыми и нерушимыми правами человека. Каждый имел право самовыражаться, как он захочет. В этой абсолютной свободе мыслей и действий мировое общество начало терять основные принципы и нормы поведения. Что можно? Что нельзя? Мораль начала рушиться. Твердая почва уходить из-под ног.

Церковь уже не была настолько влиятельной и не могла в полной мере обуздывать критически настроенное ко всему иррациональному новую "техническую" генерацию.

Сексуальность, которая всегда откровенно присутствовала в публичном искусстве европейцев, начала приобретать утрированные , искажающие формы и обрушилась из статичных видов искусства живописи в динамичные. И вместе с техническим прогрессом на телеэкранах стало возможным созерцание не просто легкой красивой эротики, но и откровенной порнографии, жестокости, агрессии.

 Дали

Общество начало разлагаться под действием наркотиков, галлюцинаций и сновидений, бегства от опустошающей реальности...

Общественные катаклизмы разложения и потери нравственности нашли свое отображение в европейской науке и литературе нового периода.

Фридрик Ницше сказал, что "Бог умер".

Ошо добавил, что "Бога нет", поэтому людям следует полагаться только на себя и искать чувственных наслаждений в себе, не ограничивая свое сознание рамками, освобождая свою душу от комплексов и ограничений. По христианской традиции такое утверждение означает наступление "конца света" - конца какой-либо морали и борьбы человеческого духа с искушениями.

 

 Нестеров

 Петров-Водкин

Психоаналитик Зигмунд Фрейд в чем-то мыслил в такт мыслям Ошо, утверждая, что подавление своих желаний, особенно сексуальных, негативно сказывается на развитии личности и часто может приводить к психическим расстройствам. Фрейд был неправ. Так как у нас был иной опыт развития своей духовной истории.

 Серебрякова

С 1991 года западный "сексуальный бум" обрушился на защищеную еще совсем недавно информационным вакуумом территорию бывших стран СССР и то, что ранее было интимным и таинственым стало теперь доступным и открытым для массового публичного воззрения.

Половые связи до брака начали считаться делом абсолютно привычным. Хотя еще каких-то пару лет назад люди до брака просто дружили, а "детей находили в капусте".

 Петров-Водкин

 Петров-Водкин

Нельзя утверждать, что вся без исключения советская молодежь следовала моралям своих родителей. Многие девушки умудрялись встречаться с парнями и беременеть от них и даже делать аборты до брака. Частыми были ссоры супругов из-за измен и жажды смены партнера из-за непонимания. Мужчины злоупотребляли спиртным.

Люди рано женились. Часто сразу после школы. Будучи в своем сознании детьми, не готовыми к совместному строительству семьи. Они спешили поскорее узнать сексуальное общение. И часто были разочарования, приводившие к разводам.

 Петров-Водкин

Но, все же, общество осуждало хождение "налево" супругов и основная часть населения придерживалась строгих пуританских принципов в своем сексуальном воспитании и старалась сохранять длительность длиною в жизнь своего первого взрослого опыта любви.

На сегодняшний день в порядке вещей считается также бисексуальность и гомосексуальность партнеров. В разных странах мира открылись развлекательные заведения для людей с "нетрадиционной" ориентацией. Кроме того, сейчас модно среди многих молодых девушек иметь не только несколько половых партнеров сразу, но еще и сексуальную партнершу-подружку. Многие парни во всем мире также не против "переспать" с кем-нибудь смазливым из представителей своего пола. А вообще, "круче всего" считается "кувыркание" в постели сразу с несколькими половыми партнерами.

Общества теряют все более и более прогрессивно свою Духовность.

Все реже обращаются к Богу

Пропаганда сексуальной свободы личности активно поддерживается СМИ. Почти все современные журналы в разных уголках планеты сопровождаются оголенными частями тела как женщин, так и мужчин.

Миром стали править законы глобализации, генерируемые американским образом жизни. Однако мир не стал однополярным. По-прежнему сохранились народные религиозные и культурные традиции в странах Азии и Африки, а также Индии и некоторых других экзотических для европейского миропонимания племенах и государствах. 

Сегодня в Украине, на фоне общей поверхностной аморальности, деградации, отчужденности и кричащих оглушительных рекламных пропаганд сексуальной развращенности, продолжает биться сердце совсем юной древней истории славянского сакрального искусства, начинающего оживать в начале 21 века в новых красках и новом свете, пробиваясь часто к сердцам слепых зрителей, которые не понимают, остаются глухими, но все же жаждут понять, чтобы обрести покой и счастье в тонущем мире. Ее сердце бъется для того, чтобы сказать миру о том, что БОГ НЕ УМЕР. БОГ ЖИВ. БОГ - среди нас.

 Русецька

 Мовчан

 Гордица

В современном молодом древнерусском религиозном обществе переосмысления и нововдохновения идет

психологическая битва по названием "Армагеддон" (терм.автор.).

На заре 21 века мир увидела "модерная икона"

 Гордица

Художники нового поколения, пропустив советский опыт научно-техничного антирелигиозного прогресса, по-прежнему рисуют Христа, но совсем в ином, не традиционном и строго запрещенном ортодоксальной православной церковью образе.

Богословские институты обвиняют современных иконописцев в нарушении ими канонических законов иконописьма. "Модерные" творцы объявлены "антихристами".

История еврейского народа и непринятие ортодоксальными иудеями христианской религии воссоздается расслаиваемыми гранями внутри христианского мировоззрения.

Во всем христианском современном мире за последнее столетие появились тысячи новых раскольнических церковных объединений в чем-то не признающих и критикующих ортодоксальные взгляды базовых мировоззрений православия и католичества.

Людей, жаждущих духовности, жаждущих спрятаться от сексуальной агрессии современного медиа-пространства, но не понимающих религии своих прародителей и потому ищущих умиротворенности духа в новых "религиозных домах" сталкивают лбами, преследуя в первую очередь денежную выгоду и привлечение манипулятивными методами духовно не определившихся новичков.

 Кроме христианского множинства мировоззрений в современное плюралистическое общество осуществляется выброс "не родственных" национальному духу религий и учений (например, буддизм, который также переживает раскольничество учений в виде общества кришнаитов, учение которого не тождесственно традиционному учению Будды, а также разновидностям тибетского, китайского, японского видов этого миропонимания ).

Раскольничество взглядов присуще и мусульманским странам, и иудеям. Люди одной базовой религии враждуют между собой, не говоря уже о противопоставляющихся.

Такое мировое глобальное господство разностей порождает новый тип "гибридного" общества начала 21 столетия, а также личности, формирующей ( в случае отказа принимать в  веру  любую из существующего множинства религию ) свое собственное философски-осмысленное мировоззрение, основанное на принятии разных точек зрения, почерпнутых из разных источников, не только религиозных, но и научных, абсолютно атеистических или древнеархаических, дохристианских, уходящими корнями вглубь древнейших цивилизаций или, наоборот, сягающими вершин новых космических свершений далекого предполагаемого будущего.

Художник-новатор всех времен из поколения в поколение максимально чувственно воспринимал социальные изменения, отображая их на холсте, в науке, музыке и литературе. Такое точное изображения Духа современного времени всегда рано или поздно называлось благодарными потомками творца, обогатившего мировую сокровищницу культуры, гениальным произведением искусства, которое приводит в восторг всех, кто владеет знаниями истории того периода, когда жил и творил гений художника.

Дмитрий Гордица - иконописец-новатор.

Он отстаивает и защищает позицию новаторского сакрального искусства утверждая, что новое искусство - наиболее истинно, так как оно настоящее и идет от души, максимально точно отображая Дух современности.

"Як іще ми можемо зацікавити підростаюче покоління, яке втратило духовність і ніколи не знало слова Бога, як не його істинним сучасним образом? Люди не хочуть ходити до церкви. Вони не розуміють її застарілих канонів. Вони не читають Біблії. Вони не знають Божого страху. Я якщо вони і приходять до церкви, то відчувають нещирість атмосфери. Потрібно будувати нові храми, сучасні храми. Із новими образами Бога. Я впевнений, пройде 50 років і цим новим іконам будуть молитися".

Не смотря на то, что образы Христа действительно новаторские, но, все же, они исполнены с базовыми соблюдениями христианской православной традиции.

Сегодня в Украине существует четыре основных школы иконописьма.

1. Неореализм (наследование и возрождение периода европейского Ренессанса )

 Кириенко

2.Неовизантизм ( наследование стиля периода Киевской Руси. Стиль написания таких икон одобряется современной ортодоксальной православной церковью для росписи храмов).

 Солдак

3. Необарокко ( короткий период седующий за Ренессансом ).

 Коваленко

4. Модерн ( современная новаторская икона конца 20 начала 21 века ).

 До сих пор современные исследователи иконы, как феномена, не могут прийти к точному умозаключению, к какой школе относить "народную" икону, относить ли ее вообще к какой-либо школе, синонимизировать с древнерусским понятием "ремеслянная", приравнивающаяся к "низкому" и "темному" искусству или присвоить ей автономный статус, объединяющий все четыре основные школы по той логике, что "все иконы, независимо от манеры написания и стиля пишутся для народа". 

 Гурин

В Украине также на сегодняшний день существует две кафедры "сакрального искусства"- Львовской художественной академии и Киевской художественной академии.

Первая объединяет в себе неовизантийскую и модерную школы иконописания.

Вторая - необарокко и неореализм.

В 2008 году в Киеве на территории Киево-Могилянской Академии был создан глобальный проект - "Центр досліжень української сакральної культури" с целями исследования истории и развития мирового и национального христианского духовного искусства и решения всех противоречий в области сакральной украинской культуры в глобальном контексте.

Цель- объединение схожих культур в единый мощный творческий конгломерат гуманными дипломатическими международными отношениями.

В 2009 году дипломатический мир Мексики впервые оценивал украинские иконы всех школ и направлений, искренне восхищаясь талантом украинских художников.

Страна заинтересовалась славянской духовной культурой и в ближайшем будущем планирует организовать на своей территории творческие мастерские, которые будут наследовать стили и манеру письма украинских художников.

Послы и дипломаты украинских и мексиканских  сторон убеждены, что это объединит и сблизит народы в их благой глобальной миссии - распространении в мире Добра.

 

Идея проекта принадлежит Диме Гордице (Львовская и Киевская школы) и частично финансируется украинскими парламентариями.

Дима вырос в обычной советской семье, в которой сохранились украинские традиции, но вера в Бога в семье присутствовала только в бабушкиной памяти, которая мечтала о том, чтобы Дима стал священником. Мама, как нормальная советская женщина, такой судьбы сыну не желала и хотела, чтобы он стал врачом. Отец не слушал женщин и подчинил сына своей воли, наставив его на свой собственный путь. Отец Дмитрия -художник, рисующий в стиле социального реализма.

О том, что Дмитрий станет художником-иконописцем никто не догадывался-ни сам Дима, ни его отец. В тот период, когда Дима был совсем маленьким и учился рисовать, страна была охвачена перестройкой и не известно было, как сложится судьба в художественных институтах и академиях в области сакрального письма. Дима учился в разных художественных школах, имел опыт классичесского рисунка и живописи. Но внутренняя неудовлетворенность от того, что он рисует не совсем то, что ему хотелось, оставалась. Он учился в Косово и Ивано-Франковске, а позже - во Львове. Именно здесь юноша впервые столкнулся с атмосферой нового, воистину доброго. Он решил поступить на кафедру сакрального искусства.

 Гордица

"Мене вразило у Львові те, що там всі були, як одна сім'я. В групі 9 осіб і всі один за одного. Там цілодобово можна працювати. В порівнянні із Франківськом, там була зовсім інша атмосфера. Там немає конкуренції. Там всі працюють на одну єдину справу. І навіть у важкі часи скрути, коли в когосьіз нас не було змоги купити пігментів для творчості - тоді паталь була у дефіциті і її потрібно було купляти у Кракові, куди також потрібно було дібратися, хтось, хто володів цим матеріалом - ділився із нами і ми дружньо використовували її порівну в ікономалярстві".

В действительности, традиционная иконопись не должна знать авторского Я. Художник-иконописец еще с времен Киевской Руси часто забывал о своей гордыне во время написания святого изображения. Церковь запрещала ему подписывать свои произведения авторской подписью. Именно поэтому нам известно очень мало гениальных авторов живописцев иконописи средневековых времен. 

Слава о Андрее Рублеве, Дионисии и Феофане Греке, как о гениальных мыслителях, а не только художниках, была известна миру еще при жизни творцов. Поэтому история сохранила их имена.

На сегодняшний день ситуация в области сакрального искусства кардинально отлична от старокиевской.

70 лет существования СССР оставили неизгладимый отпечаток в судьбах современных иконописцев, родившихся в советских семьях. Люди, открывшие в художественных академиях  кафедры сакральных искусств, также выросли при советской власти и коммунистическом режиме. Поэтому воистину сакрального, духовного в современных иконах мало.

Университетские кафедры святого письма предназначены для обучения не монахов, а обычных мирских мастеров.

Все художники-иконописцы являются студентами своего времени, у всех есть личная жизнь - перень или девушка, муж или жена. Они так же, как все нормальные люди целуются под луной и ходят на свидания. Все испытывают время от времени негативные эмоции - зависть, страх, ревность.

Но им в большей степени присуще чувство борьбы со своим негативом. Они больше, чем другие люди стараются держать себя в руках, быть позитивно направленными для общения. Они все верят в Бога и все являются христианами. Они все придерживаются разной строгости поста во время написания икон. Они все время от времени ходят в церковь и молятся Богу. Хотя в последнее время эта тенденция все чаще нарушается.

Есть ли истинная Духовность в современных храмах?

Дима делится впечатлением, что ему, как художнику-новатору со своим видением и своим ощущением образа Христа очень сложно расписывать храмы, требующие от него соблюдения всех традиционных норм и канонов.

В христианском учении существуют правила, которые нарушать нельзя. Все иконописцы должны придерживаться строгих пропорций лица - лоб, форма и цвет глаз, подбородок - все должно соответствовать предписанию Библейских норм.

Дима самостоятельно расписал три украинских храма. Расписал добропорядочно и с сохранением всех православных традиций так, как требовали святые отцы. Но художник признается, что эту работу нельзя назвать истинным одухотворенным творчеством, так как она исходит не от сердца, а по принуждению.

Это храм, который расписывался без любви, бедет местом, лишенным святости, местом, в котором невозможно будет достичь катарсиса и полного единения с Богом.

Многие современные иконописцы имеют вредные привычки - они курят и часто пьют спиртное. Дима признается, что он также не может жить без коньяка. В разумных пределах, естесственно. Церковь не может назвать такое поведение откровенным грехом. Так же, как и то, что у иконописца есть жена или девушка, с которой он живет в гражданском браке.

Христианская церковь осуждает только явно деструктивное поведение иконописца - если правила его поведения совсем уж выходят за границы приличного. Например, если он рисует икону пьяным или курит в это время сигару или делает еще что-нибудь отвлекающее его мысли от Божественного Творения святого образа.

Относительно поста у современных иконописцев также предубежденное мнение.

Роман Сильвачов, профессиональный художник-иконописец, выпускник кафедры сакрального искусства Киевской художественной академии, имеющий жену и маленьких детей считает, что если иконописание становится профессией, то тогда, получается, иконописец постоянно, изо дня в день должен поститься.

Роман убежден, что так долго ни один нормальный человек не протянет.

 Сильвачов

 Рома тоже "чисто по-мужски" любит иногда выпить 50 грамм коньяку и не считает это грехом.

Роман убежден, что иконописец - это не бесплотный дух. И ему также, как и всем остальным людям нужны деньги, чтобы кормить семью и воспитывать детей в сытости и достатке. Поэтому он против того, чтобы иконописцев использовали в корыстных целях заказчики, часто пытающиеся воспользоваться их "священным" статусом.

Роман приводит случай из своей жизни, когда его пригласили расписать один из украинских храмов.Он сказал определенную сумму за свою работу. И тут же услышал в ответ: "Ой, как дорого! Вы же иконописцы! Вы же не должны думать о деньгах! Вы же должны, в первую очередь, думать о Высоком искусстве!"

На сегодняшний день трудно определить, что же является высоким искусством и какими суммами это высокое искусство должно оцениваться.

Творчество современных художников-иконописцев оценивается, как и в древности, по двум категориям.

1. Ремесленные работы (оцениваются критиками и самими художниками в зависимости от известности его имени в нужных кругах, а также от размера полотна и израсходованных материалов от 500 до 40 тысяч гривен ( 100-5000 у.е.).

2.Высокое авторское искусство ( неповторимое художественное произведение, которое иконой не является, а характеризуется, скорее, как творческая работа на религиозную тематику и оценивается от 50 тысяч  гривен за одну художественную единицу ( 10000-100000 у.е.)

За то, чтобы расписать квадратный метр храма в старовизантийском стиле художники берут в среднем 100-120 у.е. + расходы на материалы.

Художники-исполнители мастерской Сергея Павелка, как правило, молодые девушки разных профессий, чаще всего имеющие образование в сфере моды и дизайна, расписывающие "народные иконы".

 Павелко-Глебова

Сергей Павелко и Сергей Памян - художники мастерской "Небо на Земле" опоззиционируют себя, скорее, не как иконописцы, а как идейные вдохновители, авторы идеи сюжета иконы.

Они создают эскизы, подобно тому, как художники-модельеры создают рисунки костюмов.

Художниками же исполнителями и деталировщиками иконы выступают девушки - учащиеся школы , основанной Сергеем Павелко на территории Киево-Печерской лавры.

 Памян

Такое понятие, как полная самоотдача определенному образу святого, вклад в произведение только своей души, Сергей Памян считает признаками вчерашнего дня.

Он убежден, что сакральное искусство будет более продуктивным и духовно обогащенным, если его будут творить одновременно несколько участников.

Андрей Коваленко, выпускник аспирантуры Киевской художественной академии, рисующий иконы в стиле необарокко, вообще не считает себя иконописцем.

Андрей называет иконописцем человека, который живет в храме на правах монаха и рисует иконы там.

Только такой способ создания сакрального искусства можно приравнивать к истинно священным произведениям.

 Коваленко

Андрей Коваленко также считает себя обычным мирянином, прежде всего - художником, которому так же, как и всем остальным выпускникам художественной академии "ничто человеческое не чуждо".

Но это не означает также, что во время написания иконы он свято не верит в Бога.

Трудно найти хоть кого-то в современном мире сакрального искусства, кого можно было бы назвать святым человеком, который пишет иконы исключительно одухотворенные, истинные образы явлений Божественного, Святого Духа.

Многие современные монахи, возможно, и претендуют на звание святых людей, но они не имеют достаточно художественного вкуса и мастерства, благодаря которому на полотне может получиться во истину одухотворенный шедевр.

Также трудно найти в современном мире воистину святого, одухотворенного зрителя, способного воспринимать правильно художественную красоту.

В церковь чаще всего ходят грешные люди, с нечистой совестью и затуманенным рассудком. Они вкладывают крупные суммы денег на развитие храма и так облегчают свою совесть перед бренным мирским сосуществованием с остальными такими же грешными людьми.

Потому что христианство предполагает, что негрешному человеку нечего делать в храме.

Богу не за что его прощать. И не за что судить.

А в мире по-прежнему свирепствует терроризм.

В мире по-прежнему мусульманские каммикадзе продолжают убивать представителей инаковерных, взрывая гостиницы и самолеты. Взрывая вместе с остальными "неверными" себя, автоматически попадая в рай, как их учит тому священное писание Коран.

Мусульманский мир по-прежнему ведет священную войну с Израилем, а евреи по-прежнему продолжают ждать своего Мессию, который спасет их от ненависти многих народов, избавит от страха вновь быть изгнанными, ненужными...

Иудеи по-прежнему считают христианские иконы спекуляцией именем Бога.

А христиане по-прежнему считают евреев народом, предавшим Христа.

Люди продолжают грешить и продолжают считать себя недостойными Бога.

Тогда как Бог создал Человека по образу Своему.

 

ВИКТОРИЯ МАНАГАРОВА

 

30.10.2008-14.04.2009

 

Я - ЧЕЛО   ВЕК

Я - ВО ГЛАВЕ ВЕКОВ

МОЙ СМЫСЛ В ГЛАЗАХ

И ВОСПРИЯТИИ ПРОСТРАНСТВА.

Я - ВПЕЧАТЛЕНЬЯ СВЕТ.

Я - ОСЯЗАНЬЯ ВСПЛЕСК.

Я - ОБАЯНЬЯ ВКУС.

Я - БОГА ОТРАЖЕНЬЕ.

ИСТИНЫ УБРАНСТВО ВО ПЛОТИ И КРОВИ.

Я - ВО ГЛАВЕ ВЕКОВ ТВОРЦА.

Я - ВО ГЛАВЕ ЕГО    ЧЕЛА.

 

Виктория Манагарова

20,30.10.2008

 

 

Я смотрю сквозь призму веков.

Мне доступны планеты и звезды.

Созерцание их на ладонях отцовских.

Восход солнышка нежного...

Прикосновения ласковых глаз

и прочтения времени мерного мыслей рассеянных.

Лучики их собирают в ряд пирамиды стойкой, уверенной в том,

что в ЛЮБВИ лишь доступна ВСЕЛЕННАЯ.

 

Виктория Манагарова

17.10.2008

  Манагарова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2009-05-10 | veselka
Шановна пані Маногарова!
Прочитавши ваш опус на тему "Сучасне сакральне мистецтво" дозвольте дати вам кілька порад.
По-перше: якщо вже беретесь висвітлювати подію або явище, то слід би трошки мати уявлення про що йде мова. Наскільки мені відомо професійні журналісти, готуючи матеріал до випуску або питання до беспореднього учасника подіїї, звертаються першоджерел та історії.
По-друге: висвітлюючи позицію опитуваних уважно слухайте, або хоч користуйтеся прес-релізом, аби не спотворювати факти . Про розуміння загальних положень та думок авторів мова не йдеться, ніхто від Вас таких висот не вимагає.
По-третє: орфографію прізвищ старайтеся з`ясовувати з їх власниками.
Щодо Ваших висловів накшталт:"Трудно найти хоть кого-то в современном мире сакрального искусства, кого можно было бы назвать святым человеком, который пишет иконы исключительно одухотворенные, истинные образы явлений Божественного, Святого Духа." - мене вони, як людину, що пише ікони, звеселили: - з яких це часів журналісти визначають ту або іншу ступінь одухотвореності ікони. Про явлення Святого Духу взагалі мовчу - чи не забагато на себе берете? Це приватне, зараз не про нього.
Кожна думка має право на існування, але ж повинна воня базуватися не чомусь більшому, аніж на хибній світоуяві.
Щодо думок людей,яких Ви представили - то темний піар найефективніший - вони Вам дякують!

2009-08-04 | Ксения Кириндясова
Мне не понравился тон этой цитаты.
Не тебе судить людей:грешны они или нет.
Никто из людей не может и недолжен себя называть праведным - это делает все его добрые поступки фальшивыми,а главное -бесссмысленными.
Где ты слышала,чтобы христиане иудейскую религию отторгали?
Так было раньше,но не сейчас.
А святость -не атрибут.Если все станут почитать себя святыми наступит время антихриста.

\"В церковь чаще всего ходят грешные люди, с нечистой совестью и затуманенным рассудком. Они вкладывают крупные суммы денег на развитие храма и так облегчают свою совесть перед бренным мирским сосуществованием с остальными такими же грешными людьми.

Потому что христианство предполагает, что негрешному человеку нечего делать в храме.

Богу не за что его прощать. И не за что судить.

А в мире по-прежнему свирепствует терроризм.\"


2009-08-27 | Дмитро Гордіца
Дякую!!!!!!!!Віка!

2015-09-11 | Vikram
I actually found this more entirtaening than James Joyce.


Оставить комментарий